4 апреля 2011 г.

Юрий Лужков: меня кусали и пчелы, и люди

Идея взять интервью у экс-мэра Москвы родилась у нас сразу после того, как Юрий Михайлович стал деканом одного из факультетов Международного университета в Москве, в котором мы учимся. Многие не верили, что у нас получится. И даже говорили: «Да он уже давно в Англии живет». Но оказалось, Лужков не только никуда не уехал. Он активно ведет научно-преподавательскую работу на факультете управления крупными городами. В один из рабочих дней нам и удалось уговорить его на этот разговор.


Юрий Михайлович, скоро 12 апреля. 50-летие первого полёта человека в Космос. Помните, как это было?

Ещё бы! Я очень гордился, что Гагарина звали Юрий. В организации, где я тогда работал, одного сотрудника звали даже Юрий Алексеевич. Так он вообще считал себя почти героем! Тогда ведь cтрана ставила перед собой великие цели,и Космос был одной из таких. Ставились задачи – развить сельхозпроизводство, «догнать и перегнать Америку» по надоям молока. Главной была философия созидания, которая сплачивая, настраивала людей трудиться ради государства.

У нас сейчас двадцать лет новой власти, но я не вижу ни одной идеи, которую можно было бы выдвинуть в качестве национальной. Россия и её народ не могут жить без каких-то больших целей. Поэтому у молодых людей настроение – уехать и работать за рубежом, они надеются, что там будут больше получать, хотя это далеко не всегда так. Прошли 90-е, когда власть нам говорила: «Выживайте!». Но разве это цель? Увы, на горизонте не маячит ничего такого, что могло бы захватить наш народ по-настоящему.

У вас есть рассказ с характерным для тех лет романтических лет названием – «И Небо смотрит на нас». Вымышленный герой говорит: «Я стал, скажу без ложной скромности, крупным инженером, одним из трех ребят, вышедших из нашего барачного двора с высшим образованием». Есть ли будущее у инженеров здесь и сейчас?

Здесь и сейчас - нет, поскольку экономика у нас приобрела акцент голого монетаризма... Государство, власть должны принять решение по развитию Его Величества Производства, т.е. реального сектора экономики. Посмотрите на себя? Какими мы пользуемся диктофонами, телефонами? На каких машинах ездим? Какие телевизоры, одежда? У нас есть что-то российское?



В свое время вы в 28 лет вы стали начальником отдела автоматизированной системы управления (АСУ) в Министерстве химической промышленности. Почему именно вы?

У меня был хороший уровень подготовки, я уже прилично знал отрасль: тогда химия активно развивалась, «разворачивалась лицом» к автоматизации технологических процессов, к эффективному управлению на уровне предприятий, а затем и отрасли... Честно скажу, у меня даже в мыслях не было, чтобы завоёвывать авторитет. Я просто работал, и люди видели это.

Когда меня назначали на эту должность, был диалог на коллегии министерства ( тогда ещё это был Комитет по химии). А у меня не было никакой «мохнатой лапы», и вообще мне было странно, почему меня пригласили. Заместитель председателя Комитета Георгий Васильевич Уваров говорит: «Что же мы, руководящие кадры из детского сада берём?».

Но председатель (будущий министр химической промышленности Костандов Леонид Аркадьевич) после заданных мне вопросов заметил, что молодость как недостаток довольно быстро проходит. Все заулыбались, и я был назначен на должность начальника отдела АСУ, где отработал 10 лет. Затем тот же Костандов меня назначил начальником конструкторского бюро, в котором работало 14 тысяч человек.

Юрий Михайлович, у вас 123 патента на изобретения. Их диапазон огромен: от способа изготовления сбитня до раздвижного сопла ракетного двигателя. Какое из своих изобретений считаете наиболее значимым?

Я бы, наверное, выделил группу патентов на новые способы лечения довольно большого числа онкологических заболеваний. Эти методы мы создали вместе с потрясающими специалистами института НИИОПИК (Научно - исследовательского института органических полупродуктов и красителей – ред.), которые разработали лекарственную часть, а вместе с академиком, лауреатом Нобелевской премии Александром Михайловичем Прохоровым, который сделал прекрасный лазер. Принцип заключается в том, что посредством инъекции вводится лекарство (оно называется «фотогем»). Лекарство сосредотачивается в районе опухоли, и на эту область направляется луч красного лазера. После чего молекула нашего вещества начинает входить в резонансное состояние, в результате происходит «накачка энергии», которая эту молекулу «разваливает». Распад молекулы сопровождается выделением атомарного кислорода, убивающего больную клетку. Этот метод, конечно, уникален. Можно смело сказать, что, благодаря этой разработке, Россия в данном направлении является лидером.

А что вообще вы думаете про современную отечественную медицину?

Она у нас, мягко говоря, в сложном положении. Как, впрочем, и всё остальное. В Москве мы медицину, по возможности поддерживали и развивали. В частности (не удалось, к сожалению, мне это всё продолжать), мы очень активно занялись атеросклерозом и бляшками... Возглавил эти исследования академик Чазов, подключились академики Воробьёв, профессор Коновалов. Многие разработки уже, как говорится, «на мази», то есть начало положено. Не знаю, окажет ли новое руководство дальнейшую поддержку... Если нет – жаль! Это же колоссальная работа: создать коллектив, связать наших крупных ученых... Мы начали это сложное дело, подходы нашли – теперь нужно продолжать.

А наблюдения за пчелами как «представителями животного мира» что-то вам дает?

Ну, в медицине апитерапия - это целое направление, основанное на применении вырабатываемых пчелами целебных продуктов для оздоровления организма человека! Кроме того, я могу до бесконечности рассказывать, что такое пчелиная семья, как у них там всё и сложно, и просто. Самое главное «действующее лицо» у них – это матка, королева. Пчёлы её оберегают, кормят только маточным молоком (полезнейший, кстати говоря, продукт!). Пчёлы наблюдают, как работает матка, и, если им не нравится, то они «принимают решение» - оттягивают новую большую соту.

То есть можно сказать, что у пчел есть «демократия» и «выборы»?

По большому счету, да.

Случалось, что пчёлы вас кусали?

А как же! Ну, я до десяти укусов, одномоментно выдерживаю. Хотя другим «пробовать» не советую. Одного моего знакомого пришлось довольно серьёзно лечить – давать ему лекарство, которое обладает антигистаминными свойствами – чтобы погасить отечные явления. Бывали случаи, когда люди даже погибали от пчелиных укусов.

Вы, наверное, в душе больше крестьянин?

У меня мать – из Башкортостана, а отец – из Тверской губернии. Я очень много в Тверскую область ездил, в Башкирию – меньше. А вот в Калужской области, там , можно сказать, часть сердца.

Там же у вас хозяйство…

Грандиозное, красивейшее хозяйство! Там, кстати говоря, образец современнейшего агрогородка: с социальной сферой, с достойными условиями жизни, с комплексным характером сельскохозяйственного производства...Там 7 тысяч коров элитных, три породы – и все три приняты как племенные: симментальская, йоркширская, голштино-фризская. Это молочный завод, который производит 30 % продукции «Большая перемена». Огромный ассортимент: сметана, сливки, кефир, творога разной жирности, масло прекрасное – всего 42 наименования. Мы там делаем напитки полезнейшие из обрата – это то, что обычно скармливалось скоту или сливалось. Безотходное производство! Молоко прямо с фермы идет на завод, поэтому качества своего не теряет. Обрабатывается оно по новейшей иностранной технологии, а завод сделан по нашему проекту.



Если вернуться от пчелиного сообщества к людям, что думаете о воспитании молодежи?

У меня четверо детей (можно даже сказать, что у меня «разные поколения детей», поскольку возрастной диапазон между ними очень большой). Так вот, мой принцип воспитания, особенно по отношению к старшим детям, очень простой: «Делайте свои ошибки!» Если вам нужен совет – пожалуйста! Но принимайте самостоятельные решения. Вы, приняв такое решение, не будете кивать на родителей. На мелких ошибках молодой человек начинает понимать необходимость осмысления решений крупного плана, которые ему предстоит принимать в жизни. Он становится более взрослым что ли, понимающим, что к чему... Поэтому делайте свои ошибки! А если вы не делаете ошибок, то это – хорошо.

А можно пример из жизни своей семьи?

Мы небедная семья, но жена воспитывает девочек очень рационально. Она выдает им деньги сразу на большой срок – скажем, на год, и говорит: «Вот вам деньги, учитесь их тратить!». И вот как-то одна из дочерей быстренько всю сумму «спустила», и обращается к жене: «Мама, у меня кончились деньги». А та в ответ: «Я тебе ни копейки не дам! Ты не умеешь тратить, слишком вольготно обращаешься с деньгами, и я не собираюсь решать твои проблемы». А деньги нужны! Тогда дочь обращается к сестре. Та говорит: «Дам, но с возвратом»... Урок пошел на пользу: дочь вынуждена была включить предельный для себя режим экономии, а потом – отдать деньги.

И к папе не обратилась?

К папе – бесполезно. Не могу нарушать принципы, которые в семье должны быть четкими: дети не должны иметь даже намёка на возможность манипулировать родителями.

Недавно ТВ показало фильм про «ген лидера»: многих известных людей исследовали на наличие у них особого гена, который отвечает за лидерские качества. Вы верите в наличие такого «гена»?

Есть ручка? Я покажу (рисует). Это – гауссова кривая. Вот здесь – гении. Здесь – талантливые люди. Тут – те, кто средние и выше средних. А здесь – дебилы. Чем должна заниматься власть? Созданием условий для того, чтобы лучшие не уезжали. Иначе вся система неизбежно сдвигается в «дебильную область»...

Когда мы говорим о карьере, то это тоже... (Рисует). Вот здесь – та часть людей, которая предрасположена к лидерству. Около 10-13 процентов могут воспитать в себе качества человека, способного повести за собой. Дальше (где-то процентов 50) – умные, но средние. Потому как говорят: «Если я получу хорошую работу, - этого достаточно. Если будет при этом карьерный рост, - нормально, если нет – тоже ничего страшного». Примерно каждый пятый признается : «Мне нужна только работа! Я никогда не считал себя лидером. Хочу только служить и спокойно жить». А вот эта часть (показывает) говорит: «Я вообще не хочу работать! Если бы я смог жить и ничего не делать, вот это была бы нормальная жизнь!» Таких – примерно 5-7 процентов.

Юрий Михайлович, прочитав ваш рассказ «Особенности национальной жары, или Смерть осьминога Пауля», многие заинтересовалась – есть ли прототипы у главных персонажей – Семёна Сергеича и Бориса Трифоновича?

Относительно прототипов сразу скажу, что никаких аналогий я и не предполагал. Знаю, что некоторые журналисты выдвигали гипотезы, говорили: «Что-то он имел в виду!» (Смеётся). Но никакой подоплёки политической там нет. Мне мой младший сын рассказал, что такой случай был в Костромской области. Я сначала удивился, а потом решил рассказ написать. Там я, конечно, многое разукрасил, но случай был.

А по поводу «футбольного предсказателя» Пауля: по отношению к нему в рассказе явно чувствуется авторская ирония.

Но верите ли Вы сами в «сверхъестественное»?

В отношении мистики... У меня, кстати, есть рассказ «Мистика», он касается истории строительства Храма Христа Спасителя. Когда мы еще и не думали его строить, ко мне пришла женщина – вдова профессора МГУ, - и принесла мне Библию, одну из первых на Руси. Говорит: «Мой муж перед кончиной велел мне передать эту Библию тому, кто будет строить Храм Христа Спасителя. Поэтому я хочу передать её Вам».

Я ей тогда сказал: «Вы не по адресу обратились. У нас даже мысли нет строить». (А время это было тяжелейшее – 1993-94 годы). Бассейн «Москва» мы еще задолго до этого – он своей антисанитарией всех достал! Уходя, женщина обернулась: «Я снова приду – всё равно вам придется строить!». И, действительно, пришла и говорит: «Всё равно я должна передать эту Библию вам, потому что вы будете строить обязательно. Давайте так: Вы положите пока её в сейф...». Я книгу взял и говорю: «Хорошо, но имейте в виду, что я передам её «по этапу» - следующему мэру». На том и расстались.

Библию я убрал в сейф. Потом стал выяснять: что там за фундамент? И выяснил, что фундамент - сталинский, мощнейший: его под Дворец Советов готовили. Потом мы стали обсуждать с архитекторами. Нашлась и документация - сохранилась с тех времён, когда первый Храм строился. Потом мы вышли на Патриарха. Святейший был, конечно, очень заинтересован, но, с другой стороны, понимал, что это очень дорогое и сложное дело...И вот Святейший нам поверил, а у нас уже появилась идея, как это всё строить. Дальше было обсуждение с руководством страны, и Ельцин согласился включить Храм в список приоритетных строек.

Особой мистики тут нет: женщина – через какие-то свои умозаключения – пришла к выводу, что всё равно Храм будут восстанавливать. Кстати, она очень серьёзно болела. Но когда началось строительство, стала чувствовать себя лучше. Когда состоялось большое Освящение, она была жива. Я эту Библию передал ей, чтобы она вручила её библиотеке Патриархии.

А мистика вот в чем. Раньше на месте Храма Христа Спасителя был женский монастырь – старый, намоленный. И главный храм там был – Храм Преображения Господня. И вот царь решил построить на этом месте Храм Христа Спасителя (место было выбрано неслучайно, хотя вариантов было несколько). И игуменья, узнав, что их монастырь снесут, вышла на площадь и перед всем народом прокляла это место: мол, всё, что на этом месте воздвигнут, впоследствии будет разрушено! И ничего, мол, здесь вы построить не сможете!.. Это проклятье, действительно, долгие годы висело над этим местом. Вот и Сталин не сумел построить здесь Дворец Советов.



И у вас не было своих опасений?

Мы, чтобы «снять проклятье», решили строить не один, а два храма: Нижний и Верхний. Внизу храм называется Храм Преображенья Господня. Этим мы как бы говорим игуменье: «Хоть часть твоего храма мы вернули». И уже после окончания Нижнего храма мы могли спокойно строить основной, Верхний, не боясь уже, что он будет подвержен. А самое интересное – то, что эта женщина (образованная, интеллигентная) так настойчиво выполнила свою миссию. И сейчас этот Храм - символ! Не так много символов в нашей стране: Храм Христа Спасителя, Родина-мать в Волгограде и «Рабочий и Колхозница» (я, правда, называю его «Колхозница и Рабочий»). Это – символ эпохи, возрождения, движения вперед...

Елена Копосова, Марина Никулина,
студентки Высшей школы журналистики МУМ

9 комментариев:

  1. Ну, девушки, ни одного острого вопроса. Что ж вы так...

    ОтветитьУдалить
  2. Юноша, Вы бы сами попробовали...Он же мог их и послать...

    ОтветитьУдалить
  3. Нужны сенсации? Это была беседа с интересным человеком, которая сама по себе любопытна. И вообще что вы понимаете под "острыми вопросами"?

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Нет, ну во-первых, конечно, молодцы что взяли наконец интервью у лужкова в муме. давно было пора.
    но вопросы..., прошу прощения, я понимаю что не так то просто сидя перед мю, а не здесь в жж, выводить на острые темы, но неужели нельзя было даже попытаться у него выяснить как теперь он - один из главных действующих лиц 2000х смотрит на эти годы. ведь он теперь свободен от "обязательств лояльности" - он практически единственный сверху кто мог бы относительно свободно рассудить все движения 2000х - вы же полностью проигнорировали эту уникальную возможность.
    ну если не хотели касаться политики вплотную - ну поговорили бы с ним о феномене власти, как с человеком стремительно ее потерявшим, а значит имеющим уникальную возможность взглянуть на вопрос философски - уверен сегодня он не мало об этом размышляет, отойдя от дел.
    у вас же гагарин и пчелы. уж извините.

    ОтветитьУдалить
  6. Это было интервью о литературном творчестве, о прошлом, об увлечениях, наша цель была поговорить не о политике как раз и не задать 175 вопросов об отставке, о том, что он чувствовал в тот момент, и не о власти, поэтому и беседа получилась соответствующей. Согласна, что всегда можно задать вопросы лучше и ещё о чём-то поговорить, но спросили мы именно это - то, что хотели узнать.

    ОтветитьУдалить
  7. Я и после двадцати лет новой власти вижу идеи, которые можно было бы выдвинуть в качестве национальных;например, "Восстановление ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА".
    Подробнее здесь - https://sites.google.com/site/dignity21/

    ОтветитьУдалить
  8. Мне кажется, про хозяйство и молоко "Большая перемена" можно было бы очень острый вопрос задать: "Почему молоко "Большая перемена", котрое производится на Вашем молочном заводе, рекомендовано Правительством Москвы для питания в школьных заведениях - и не только рекомендовано, но и закупается по гос.контрактам? Куда идет прибыль от гос.контрактов?" Хе-хе, видно, девушки не в курсе про молоко-то... Да и многие тож.

    ОтветитьУдалить
  9. Кстати,"о феномене власти, как с человеком стремительно ее потерявшим, а значит имеющим уникальную возможность взглянуть на вопрос философски - уверен сегодня он не мало об этом размышляет, отойдя от дел",..ЮМЛ "поговорил" в последующей теме т.н.Сократовских чтений: "Сократ был прав стократ!". Однако здесь можно было бы и поспорить с уважаемым деканом по поводу, мягко говоря, недостаточной объективности его весьма остроумного умозаключения. Если бы задача была поставлена несколько по иному, т.е. по-другому, а именно, найти простой ответ на главный вопрос: почему античная демократия (как и античная диалектика,впрочем) сохранилась в мировой истории лишь в именах и лицах, а не в политических (идеологических) системах? - то, и ответ мог быть более интересным: "может, именно потому, что это была только демо-кратия. Некая версия общественного устройства, а не его гражданским состоянием? В противном случае Сократ не стал бы добровольно травить себя, поддавшись не свойственной философам депрессии". Сократа можно, на мой взгляд, отнести к плеяде основоположников античной диалектики демократии, но сама диалектика демократии не принадлежала и не принадлежит никому из них. То есть она (диалектика демократии) может быть лишь отсрочена, но никак не убита.

    ОтветитьУдалить